Конституционный суд (КС) РФ отказался принять к разбирательству претензию группы граждан, которые усомнились в конституционности обособленных положений закона РФ «О трансплантации органов и (либо) тканей человека».
Подобающая юридическая позиция конституционных судей изложена в определении №224-О, которое в среду было размещено на сайте суда.
Податели заявления – мама и бабушки
Предлогом к разбирательству дела стала история московской студентки Алины Саблиной, которая в январе 2014 года попала в ДТП. В состоянии комы ее довезли в реанимацию Муниципальный клинической поликлиники (ГКБ) №1 имени Пирогова, где через пять суток она умерла.
Месяцем позднее, знакомясь с материалами дела о ДТП, мама погибшей Елена Саблина из заключения судмедэксперта определила об изъятии с целью трансплантации некоторых органов Алины. Это возмутило мама, и она вместе с обеими бабушками шла в судебные органы, требуя стребовать с поликлиники имени Пирогова компенсацию морального ущерба, отмечается в материалах дела. Ответчиками не считая ГКБ №1 стали ГКБ имени Боткина и «Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова», куда были посланы изъятые органы.
Суды отказали истицам в удовлетворении их притязаний. Женщины обратились в КС РФ, усмотрев в законе о трансплантологии нарушение своих прав, дающее докторам не информировать родственникам о планируемом изъятии органов у потенциального донора.
Позиция суда
Конституционные судьи в своем решении подчернули, что аналогичный вопрос уже рассматривался ими в 2003 году. Тогда КС отметил, что трансплантация органов либо тканей человека является средством спасения жизни и воссоздания здоровья людей. Презумпции согласования на изъятие органов имеет целью продвижение в стране донорства и трансплантации, и Фундаментального закона страны не преступает.
Наряду с этим после смерти никто не в состоянии подвергаться данной операции, в случае если небеизвестно об негативном отношении к этому самого лица, его родных родственников, абсолютно законных представителей; нарушение такого волеизъявления влечет правовую ответственность.
Презумпции согласования основана на общепризнанных правилах и нормах действующего международного законодательства, подчеркнул КС. О чем свидетельствуют правила ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов (21 мая 2010 года) и Добавочный протокол к Конвенции Совета Европы по защите прав человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человеческого возникновения (24 января 2002 года).
КС РФ еще в 2003 году кроме того показывал на потребность свыше детальной проработки вопросов, связанных с реализацией гражданином или его родственниками либо представителями права сообщить о несогласии на изъятие органов, и продвижения механизмов оповещения граждан о действующем юридическом регулировании. Реализация предписания КС РФ отразилась в законе от 21 ноября 2011 года «Об основах защиты здоровья граждан в РФ».
Помимо этого, на текущий момент создан и занесён в Российское правительство проект закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации», который, с целью достижения большей прозрачности всего процесса трансплантологии, предполагает ведение регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов. Подчёркивается, что при разработке проекта законодательного акта было уделено важное внимание позиции граждан и экспертного сообщества, озвученной при его общественном рассмотрении, состоялось обсуждение проекта законодательного акта в опытных сообществах в рамках конгрессов, круглых столов, в частности с приглашением зарубежных экспертов.
Согласно точки зрения судей КС, широкое обсуждение проекта этого закона отражает демократический процесс выработки рационального, обоснованного и справедливого нормативного решения. Лишь осуществление свободной публичной дискуссии по столь ответственному вопросу, каким является нормативно правовая модель выражения согласования на изъятие органов после смерти, разрешит выработать вариант его разрешения, отвечающий конституционным целям и одновременно отражающий этические, моральные и религиозные предпочтения. Это разрешит кроме того заложить основу широкого оповещения населения о таких правилах.
Вмешательство же КС РФ в указанный процесс – учитывая содержание дискуссии проекта закона и возможности его принятия, и деликатность данной неприятности – было бы на сегодняшний день преждевременным и не согласующимся целями данной дискуссии, считают судьи.
КС кроме того подчернул, что существо притязаний подателей заявления практически сводится к потребности перехода от существующей в Российской Федерации модели презумпции согласования на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласования. Но разрешение этого вопроса – при том, что и та, и иная нормативно правовая модель является допустимой как с точки зрения конституционных установлений, так и с точки зрения положений межгосударственно-юридических актов – образовывает прерогативу федерального законодателя и не относится к компетенции КС РФ.
Подобающая юридическая позиция конституционных судей изложена в определении №224-О, которое в среду было размещено на сайте суда.
Податели заявления – мама и бабушки
Предлогом к разбирательству дела стала история московской студентки Алины Саблиной, которая в январе 2014 года попала в ДТП. В состоянии комы ее довезли в реанимацию Муниципальный клинической поликлиники (ГКБ) №1 имени Пирогова, где через пять суток она умерла.
Месяцем позднее, знакомясь с материалами дела о ДТП, мама погибшей Елена Саблина из заключения судмедэксперта определила об изъятии с целью трансплантации некоторых органов Алины. Это возмутило мама, и она вместе с обеими бабушками шла в судебные органы, требуя стребовать с поликлиники имени Пирогова компенсацию морального ущерба, отмечается в материалах дела. Ответчиками не считая ГКБ №1 стали ГКБ имени Боткина и «Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова», куда были посланы изъятые органы.
Суды отказали истицам в удовлетворении их притязаний. Женщины обратились в КС РФ, усмотрев в законе о трансплантологии нарушение своих прав, дающее докторам не информировать родственникам о планируемом изъятии органов у потенциального донора.
Позиция суда
Конституционные судьи в своем решении подчернули, что аналогичный вопрос уже рассматривался ими в 2003 году. Тогда КС отметил, что трансплантация органов либо тканей человека является средством спасения жизни и воссоздания здоровья людей. Презумпции согласования на изъятие органов имеет целью продвижение в стране донорства и трансплантации, и Фундаментального закона страны не преступает.
Наряду с этим после смерти никто не в состоянии подвергаться данной операции, в случае если небеизвестно об негативном отношении к этому самого лица, его родных родственников, абсолютно законных представителей; нарушение такого волеизъявления влечет правовую ответственность.
Презумпции согласования основана на общепризнанных правилах и нормах действующего международного законодательства, подчеркнул КС. О чем свидетельствуют правила ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов (21 мая 2010 года) и Добавочный протокол к Конвенции Совета Европы по защите прав человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человеческого возникновения (24 января 2002 года).
КС РФ еще в 2003 году кроме того показывал на потребность свыше детальной проработки вопросов, связанных с реализацией гражданином или его родственниками либо представителями права сообщить о несогласии на изъятие органов, и продвижения механизмов оповещения граждан о действующем юридическом регулировании. Реализация предписания КС РФ отразилась в законе от 21 ноября 2011 года «Об основах защиты здоровья граждан в РФ».
Помимо этого, на текущий момент создан и занесён в Российское правительство проект закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации», который, с целью достижения большей прозрачности всего процесса трансплантологии, предполагает ведение регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов. Подчёркивается, что при разработке проекта законодательного акта было уделено важное внимание позиции граждан и экспертного сообщества, озвученной при его общественном рассмотрении, состоялось обсуждение проекта законодательного акта в опытных сообществах в рамках конгрессов, круглых столов, в частности с приглашением зарубежных экспертов.
Согласно точки зрения судей КС, широкое обсуждение проекта этого закона отражает демократический процесс выработки рационального, обоснованного и справедливого нормативного решения. Лишь осуществление свободной публичной дискуссии по столь ответственному вопросу, каким является нормативно правовая модель выражения согласования на изъятие органов после смерти, разрешит выработать вариант его разрешения, отвечающий конституционным целям и одновременно отражающий этические, моральные и религиозные предпочтения. Это разрешит кроме того заложить основу широкого оповещения населения о таких правилах.
Вмешательство же КС РФ в указанный процесс – учитывая содержание дискуссии проекта закона и возможности его принятия, и деликатность данной неприятности – было бы на сегодняшний день преждевременным и не согласующимся целями данной дискуссии, считают судьи.
КС кроме того подчернул, что существо притязаний подателей заявления практически сводится к потребности перехода от существующей в Российской Федерации модели презумпции согласования на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласования. Но разрешение этого вопроса – при том, что и та, и иная нормативно правовая модель является допустимой как с точки зрения конституционных установлений, так и с точки зрения положений межгосударственно-юридических актов – образовывает прерогативу федерального законодателя и не относится к компетенции КС РФ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий